3. О качестве передачи звучания музыкальных инструментовАудиофил, в отличие от звукорежиссера, при прослушивании звукозаписи свое
внимание сосредотачивает на том, насколько соответствует звучание
человеческого голоса и музыкальных инструментов тому, что он слышал при
живом исполнении. При этом не менее важной для него является легкость
восприятия звучания, то есть отсутствие дискомфорта.
Рассмотрим применение этих критериев к особенностям звучания
певческого голоса и некоторых натуральных музыкальных инструментов (к
разочарованию любителей рок-музыки, звучание электромузыкальных и
адаптированных инструментов не используется как эталон звучания).
Для начала определим некоторые из используемых музыкальных терминов.
Артикуляция — произнесение слогов, слов, текста (речевая артикуляция) с
различной степенью разборчивости; исполнение музыкантом таких указаний
композитора, как, например, legato (связанное звучание) и staccato
(отрывистое звучание), называется музыкальной артикуляцией. Критерием
оценки аудиосистемы является разборчивость музыкальной артикуляции.
Атака — переходный процесс, характеризующий установление музыкального
звука. Атака в первую очередь определяет индивидуальные особенности
(узнаваемость) звучания музыкальных инструментов.
Вибрато — незначительное периодическое изменение высоты (частотное вибрато)
и амплитуды (амплитудное вибрато) музыкального звука. Звучание инструментов
с вибрато приобретает новые тембральные качества и эмоциональную
напряженность. Периодичность вибрато находится в пределах от 5 до 7 Гц.
Тон — составляющая частотного спектра музыкального звука, имеющая
определенную высоту и обозначаемая определенной нотой.
Диапазон музыкального инструмента — диапазон частот его тонов.
Обертоны — кратные тону высокочастотные составляющие в спектре звучания
музыкального инструмента. Обертональный состав в значительной степени
определяет тембр звучания голоса и музыкальных инструментов.
Форманта — область частот (не зависящая от высоты звука), в которой заметно
усиливается звучание попадающих в нее обертонов или основного тона.
Штрих — прием музыкального звукоизвлечения (плавный, толчкообразный,
отскакивающий). Он порождает особый характер звучания музыкального
инструмента, иногда воспринимаемый как небрежность. Основные типы штрихов
отработаны на смычковых (струнных) инструментах.
Теперь поговорим об особенностях звучания.Певческий голос (диапазон от 80 до 1000 Гц для мужского голоса и от 160 до
1300 Гц для женского) имеет самое красивое, богатое оттенками, живое
звучание среди всех музыкальных инструментов. Важнее всего передать через
аудиоаппаратуру красоту звучания голоса, и прежде всего воспроизвести его
тембр. Красота тембра выявляется, когда достигается тональный баланс между
нижней (около 500 Гц) и верхней (около 3000 Гц) формантами певческого
голоса. Нижняя форманта отвечает за теплоту и округлость звучания голоса,
верхняя — за его блеск.
С точки зрения натуральности звучания голоса наиболее важным является
передача его живости (изменчивости), чистоты вибрато и интонации, а также
разборчивость артикуляции.
Для более полной оценки звучания голоса целесообразно использовать критерий
”ясность”.
При воспроизведении через аудиоаппаратуру певческого голоса нужно
обязательно обращать внимание на эмоциональную заряженность и плотность
звучания (то есть оценивать его ”энергичность”), а также на динамические
оттенки.
Чаще всего встречаются следующие дефекты звучания голоса при
воспроизведении через аудиоаппаратуру: неясность интонации,
неудовлетворительная артикуляция, вялость, неплотность звучания, а также
наличие окраски при произнесении шипящих звуков (особенно в области частот
от 4 до 7 кГц).
Перейдем теперь к инструментам.
Смычковые инструменты
К ним относятся
скрипка (диапазон от 136 до 2000 Гц);
альт (от 131 до 1100 Гц);
виолончель (от 65 до 700 Гц);
контрабас (от 41 до 240 Гц).
Все перечисленные инструменты занимают разные частотные диапазоны, однако
имеют сходные признаки звучания. Рассмотрим воспроизведение через
аудиоаппаратуру звучания скрипки.
Красота тембра скрипки определяется тональным балансом между тремя ее
формантами: первая — на частотах от 220 до 300 Гц (отвечает за полноту и
звучность инструмента), вторая — в диапазоне частот от 600 до 800 Гц (у
скрипок Страдивари она на частоте 630 Гц) и третья — в диапазоне от 1400 до
4500 Гц. Последняя форманта отвечает за сочность, ”светлоту” и ”полетность”
звука.
Красота и легкость звучания скрипки также зависит от правильности передачи
через аудиосистему пропорций между первыми ее шестью обертонами.
Как и в случае певческого голоса, главным для достижения натуральности
звучания скрипки является передача живости (изменчивости) ее ”голоса”,
чистоты интонации и вибрато, а также яркость воспроизведения штрихов. Все
эти особенности звучания описываются критерием ”ясность”.
Один из распространенных дефектов звучания скрипки, воспроизводимого через
аудиоаппаратуру, — это ровность, обезличенность звука, нивелирование
штрихов и интонации. Дефект особенно заметен при игре нескольких скрипок в
унисон. Звучание инструментов сливается в ”толстый”, однородный звук — это
принято называть ”эффектом шнура”. Описанное явление может наблюдаться в
разных диапазонах частот, поэтому для проверки аудиосистемы следует
использовать звучание не только скрипки, но также альта, виолончели и
контрабаса.
В противоположность описанному встречается очень детальное, ясное
воспроизведение звучания смычковых инструментов, но звук при этом может
восприниматься как ”резкий” и ”рваный”, исчезает ощущение ”пения”. Такое
звучание вызывает чувство дискомфорта и утомляет. Опыт показывает, что
очень трудно добиться такой передачи звука смычковых, при которой в той или
иной мере не наблюдался бы один из указанных дефектов.
Щипковые инструменты
К ним в первую очередь относятся
клавесин (диапазон от 87 до 1400 Гц);
акустическая гитара (от 81 до 1300 Гц);
арфа (от 34,6 до 3320 Гц);
контрабас щипковый (от 41 до 240 Гц).
Все щипковые инструменты характеризуются быстрой атакой (от 1 до 5 мс) и
длительным затуханием звука (от 1 до 5 с).
Звук клавесина чрезвычайно богат обертонами, которые заполняют практически
весь средневысокочастотный диапазон слухового восприятия. Красота звучания
инструмента — в его нежном, тонком и очень детальном звуке. Звучание
клавесина — прекрасный тест для аудиосистемы на ясность (в части передачи
тонких деталей), оно также позволяет выявить зоны окраски (то есть
проверить, имеется ли тональный баланс). Грубое, резкое звучание клавесина
и ощущение ”стеклянного” верха говорят о несовершенстве аудиосистемы.
Акустическая гитара. Ее может иметь у себя дома каждый аудиофил, поэтому
она является эталонным источником звука. При воспроизведении через
аудиосистему звучания гитары нужно обратить внимание на то, как звучит
щипок — при записи следует добиваться сходства с натуральным его звучанием.
Арфа. Самый удивительный эффект звучания этого инструмента возникает при
быстром проведении пальца одной руки (или пальцев обеих рук) по струнам
инструмента. Этот прием называется ”глиссандо”. Передача через аудиосистему
красоты глиссандо — прекрасный тест на ясность и легкость восприятия.
Контрабас (щипковый). Его звучание, запечатленное в основном в джазовых
записях, — одно из самых ”трудных” для передачи через аудиосистему. При
воспроизведении звучания щипкового контрабаса следует добиваться ясности,
энергичности, упругости и чистоты звучания. Однако боюсь, что многие уже
привыкли к бесформенному, тупому и грязноватому звучанию контрабаса, больше
похожему на удары по бревну.
Клавишные инструменты
К ним в первую очередь относится
рояль (диапазон от 27,5 до 4186 Гц).
Звучание рояля — один из главных тестов для аудиосистемы. При прослушивании
в первую очередь надо обращать внимание на натуральность его звучания.
Доказано, что натуральность звучания рояля определяется точностью передачи
атаки, а также специфики тембров нижнего регистра (с присутствием легкого
рокотания), звучности среднего и яркости верхнего регистра.
Точность передачи тембров регистров рояля зависит от того, насколько
тщательно соблюден тональный баланс в аудиосистеме. Необходимо обращать
внимание на ясность атаки и затухания звуков, а также на разделенность
звуков при игре staccato.
Звучание рояля является также прекрасной проверкой динамики (в части
воспроизведения динамических оттенков — разумеется, если они присутствуют в
исполнении).
Дефекты, наиболее часто встречающиеся при воспроизведении через
аудиосистему звучания рояля: это неотчетливая или ”надтреснутая” атака, а
также неестественный или окрашенный тембр звучания его регистров.
Деревянные духовые инструменты.
К ним относятся
флейта (поперечная) (диапазон от 261 до 2093 Гц);
кларнет (от 139 до 1500 Гц);
гобой (от 233 до 1568 Гц);
английский рожок (от 165 до 1800 Гц);
фагот (от 58 до 622 Гц).
Благодаря различию частот формант и специфическому распределению обертонов
каждый инструмент этой группы имеет ярко выраженную индивидуальность,
сравнимую лишь с индивидуальностью звучания человеческого голоса.
”Гладкость” и ”текучесть” звучания деревянных духовых объясняется быстрым
спадом к высоким частотам энергии обертонов, и также исключительно плавной
и чистой интонацией.
Звучание деревянных духовых инструментов может быть использовано для оценки
чистоты и прозрачности передачи звука компонентами вашей аудиосистемы, а
также в качестве теста на разрешение, то есть на различимость
индивидуальных особенностей звучания инструментов этой группы при
прослушивании на вашей аудиосистеме.
Медные духовые инструменты
К ним относятся
концертная труба (диапазон от 185 до 1046 Гц);
валторна (от 61 до 700 Гц);
тромбон (от 81 до 520 Гц).
Медные духовые инструменты имеют необычайно яркое, выразительное звучание,
особенно в области атаки. Атака длится от 20 до 100 мс и характеризуется
быстрой и очень сложной перестройкой обертонального состава.
Наиболее выразительное звучание имеет концертная труба. Ее терпкий,
”пряный”, пронзительный звук является идеальным тестом для проверки
аудиосистемы на натуральность звучания и одновременно на легкость
восприятия.
Ударные инструменты
К ним относятся
кастаньеты (спектр в диапазоне от 0,6 до 16 кГц);
ксилофон (спектр распространяется до 9 кГц);
тарелка (большая оркестровая) (от 800 Гц до 18 кГц);
тарелка джазовая (от 500 Гц до 18 кГц);
малый барабан (спектр распространяется до 4 кГц);
литавра большая (от 87 до 800 Гц).
Все ударные инструменты характериз уются резкой атакой (меньше 1 мс у
кастаньет и ксилофона и около 16 мс у большой литавры) и слабо выраженным
тональным характером их звучания.
При прослушивании ударных инструментов через аудиосистему следует обращать
внимание на передачу динамики (динамических контрастов), а также на ясность
передачи атаки и на отсутствие ”окраски”. При передаче через аудиосистему
часто встречаются следующие дефекты звучания ударных инструментов: у
кастаньет и ксилофона ”притупленная” или ”надтреснутая” атака, ”зажатая”
динамика; у большой тарелки — ”крупитчатое” рассыпание звука; у джазовой
тарелки вместо тонких деталей — окрашенное ”шипение”; у малого барабана
вместо сухого трескучего звука — невнятное ”тарахтение”; у большой литавры
вместо чистого, звонкого и глубокого баса — тупой удар.
Сообщение отредактировал Альберто: 29 Март 2008 - 15:49